graf_moltke ([info]graf_moltke) wrote,

Специально для студентов

Уже будучи преподавателем истфака, я пару лет назад написал - по итогам сданных и принятых мной экзаменов - такой вот текстик. Посвящен он весьма важному вопросу, а именно:
КАК СДАТЬ ЭКЗАМЕН?

Казалось бы, уже не первый курс, давно пора привыкнуть к экзаменам – но нет, при приближении июня у многих вместо радостного летнего настроения наблюдается повышенная нервозность, отсутствие сна и аппетита, беспричинные страхи и ночные кошмары. Медицина пока бессильна против этой болезни – так что остается помогать себе самостоятельно. И сделать это проще, чем кажется.

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗАМЕНА

Постарайтесь посмотреть на предстоящее Вам испытание философски. Что, в конечном счете, зависит от сдачи данного конкретного экзамена? От того, сдадите Вы его на «отлично», получите «трояк» или вовсе провалите? Ну, останетесь без копеечной стипендии. Она действительно спасает Вас от голодной смерти? Ну, сходите на пересдачу. В масштабе всей жизни один проваленный экзамен – как всплеск от камушка в бескрайнем море – никакой роли не сыграет. Так стоит ли из-за него переживать? А вот нервные клетки – они не восстанавливаются. Поэтому не надо их тратить. Обретите спокойствие – оно вам очень и очень пригодится.

ПРИШПОРИМ И РАЗБОМБИМ!

Написание шпор и бомб – это целая наука. Сколько я их повидал на своем веку – и длинных «гармошек», и крошечных «трубочек», и банальных тетрадных листов, которые, как надежная броня, прикрывают живот под рубашкой. Лично я, будучи первокурсником, тоже баловался шпорами, но потом обнаружил удивительную вещь: написание качественного «пособия» занимает примерно столько же времени, сколько усвоение всего необходимого материала. И это при том, что про свою память я ничего особенно лестного сказать не могу. К тому же хитрые преподы все искуснее выбирают дислокацию в аудитории и все зорче смотрят на то, какими историческими источниками пользуются студенты при подготовке своих ответов. Так может, стоит ограничить круг этих источников собственной головой, за пользование которой никто оценку не снизит и с экзамена не выгонит?

НЕМОГУЗНАЙКИ И ИЖЕ С НИМИ

Наверное, каждый студент старше первого курса прекрасно понимает: знание предмета и сдача экзамена по нему – две большие разницы. Существуют как приемы, способные вытянуть Вас из «черной дыры» на вполне сносную оценку, так и те, которые могут полностью похоронить Ваши надежды сдать экзамен.

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов терпеть не мог так называемых «немогузнаек» - солдат, которые на любой вопрос отвечали «Не могу знать, Ваше превосходительство!» Может быть, в каких-то отношениях нашим экзаменаторам далеко до Суворова, но в этом они вполне ему соответствуют.
Очень часто студент, отвечая по билету, несколько раз повторяет словосочетание «не знаю». Повторяет сам, без какого-либо принуждения и применения противоправных методов допроса со стороны экзаменатора. Естественно, это влечет за собой самые печальные последствия – препод тоже человек, и если Вы настойчиво убеждаете его в том, что ничего не знаете, он, в конце концов, Вам поверит. Не верите? Тогда сравните два ответа по одному и тому же вопросу.

«В Германии в 1933 году к власти пришли национал-социалисты. Почти сразу же после назначения Гитлера канцлером был устроен пожар рейхстага, в котором нацисты обвинили левых. Вскоре после этого прошли выборы в парламент, на которых НСДАП набрала почти половину голосов. Гитлеру были предоставлены специальным законом чрезвычайные полномочия. Летом 1933 года были ликвидированы все политические партии, кроме НСДАП, а год спустя, после кончины президента, Гитлер взял на себя его полномочия. В середине 30-х годов были приняты антисемитские Нюрнбергские законы…»

«В январе, по-моему… не помню точно… к власти пришли нацисты и их глава – Гитлер. Потом горел рейхстаг, и в этом Гитлер обвинил коммунистов. Там их лидер еще был… не знаю точно как его звали…А потом прошли выборы в парламент… весной, кажется… в марте, что ли… и на них НСДАП получила сорок три… нет сорок четыре… точно не знаю… процента голосов. Летом ликвидировали политические партии… ой… социал-демократов, коммунистов, там еще какие-то были. А в 1934, кажется, году умер президент… не помню как его звали… и Гитлер забрал себе его полномочия. А потом приняли Нюрнбергские законы против евреев… не знаю точно, в каком году… не то в 1935, не то в 1936…»

По сути – одно и то же. Но – чувствуете разницу? И, как Вы думаете, какой ответ экзаменатор оценит выше?

Экзамен – не исповедь. Не надо здесь признаваться в том, что Вы не знаете. Расскажите о том, что знаете. Лакуны можно искусно замаскировать: если экзаменатор задаст уточняющий вопрос, всегда будет время расписаться в своем неведении. А вдруг не задаст? А вдруг он слушает Вас вполуха, убаюканный уверенным тоном?

ПОКАЖИ МНЕ ЛЮДЕЙ, УВЕРЕННЫХ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ…

Отсюда еще одно золотое правило – все, что говоришь, говори уверенно. Даже если несешь несусветную чушь. Невнимательного препода это успокоит, малодушного – заставит усомниться в собственных знаниях. Чем увереннее говоришь и выглядишь, тем больше шансов сдать экзамен.

Была у меня однокурсница, которая словно распространяла вокруг себя атмосферу неуверенности. Она всегда сидела до последнего, личико покрывалось красными пятнами, голосок начинал дрожать… Ей редко ставили что-то выше «тройки», хотя знала она, как правило, на «пять»…

Поэтому, даже если знания по билету ограничиваются несколькими фразами – надо говорить эти слова четко, весомо и уверенно, придавая каждой значимость божественной заповеди. Знаю по собственному опыту – впечатление производит…

ЕСТЬ ТАКАЯ НАУКА – ЛОГИКА

Многие процессы в истории глубоко логичны. Это полезно помнить и во время экзамена. Логика поможет Вам найти ответ на самые коварные вопросы злобного преподавателя, стремящегося лишить Вас законной крошки хлеба. Например, одна студентка, рассказывая о боевых действиях в Северной Африке, охарактеризовала местные условия так: «Там была пустыня и пожары»… Интересно, как она представляла себе пожар в пустыне?

Еще пара полезных советов. Если Вы не знаете точную дату, лучше сказать наугад – и, может быть, выиграть – чем промолчать. Спасительным кругом на экзаменах по всеобщей истории могут стать международные отношения – они-то для всех стран одни…

***

Как-то раз мой однокурсник после сданного экзамена философски заметил: «А ведь смысл совсем не в том, чтобы мы в последние четыре дня что-то лихорадочно учили. Это ведь должна быть проверка того, что мы узнали за семестр!» Устами младенца глаголет истина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

  • 64 comments

[info]rjf_snyker

May 5 2007, 13:27:23 UTC 5 years ago

Большое спасибо

[info]partisan_p

May 5 2007, 13:40:44 UTC 5 years ago

накануне приближающихся госов- более чем актуально

[info]tim_o_fay

May 5 2007, 14:11:09 UTC 5 years ago

От моего сына-второкурсника: "Правильно он всё написал, что ещё сказать?"
Молодёжь Вас понимает, граф!

[info]graf_moltke

May 5 2007, 14:13:39 UTC 5 years ago

Это хорошо! Молодежь - наше будущее! :)))

[info]nashgrisha

May 5 2007, 14:17:15 UTC 5 years ago

"ПОКАЖИ МНЕ ЛЮДЕЙ, УВЕРЕННЫХ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ…"
Иногда это помогает сдать экзамен даже по точным предметам.
Я так много раз сдавал "статистику", "химию", "алгоритмирование" даже на четверки и пятерки не зная абсолютно ничего.. придя на первую, и последнюю пару в семестре.
Вспоминается старый анекдот про студента, блох, и экзамен по биологии..

[info]graf_moltke

May 5 2007, 14:21:22 UTC 5 years ago

Что за анекдот?

[info]nashgrisha

5 years ago

[info]droanton

May 5 2007, 14:50:11 UTC 5 years ago

Жизненно! Спасибо =)))

[info]fler_du_male

May 5 2007, 14:50:33 UTC 5 years ago

Утопия.
Есть два типа людей - люди, которым проще говорить самим, и люди, которым проще отвечать на вопросы. А ещё лучше - не отвечать, а написать, к примеру.
При двух "троечных" дипломах не раз помогал нескольким "краснодипломникам", один из них сейчас доцент, кандидат и протчая и протчая. И чО?

Пасквиль посвящён не получению знаний, а деланию оценок, посему гнусен и вреден. Более того, суть сводится примерно к следующему: "Летающие! Чтобы лететь, надо махать крыльями! Нелетающие! Чтобы лететь, надо махать крыльями!" Всё правильно... все осчастливлены откровением.

[info]graf_moltke

May 5 2007, 15:14:15 UTC 5 years ago

Откровения здесь никакого нет, это верно. Но увы, даже элементарных вещей, как показывает опыт, большинство студентов не понимает.

[info]uncle_ho

May 5 2007, 14:57:42 UTC 5 years ago

"Например, одна студентка, рассказывая о боевых действиях в Северной Африке, охарактеризовала местные условия так: «Там была пустыня и пожары»… Интересно, как она представляла себе пожар в пустыне?"

Горящие танки Роммеля :)))

[info]graf_moltke

May 5 2007, 15:13:08 UTC 5 years ago

Упаси Господи, она не знала, кто это такой. Она не знала даже, какие страны есть в Северной Африке, кроме Египта и Марокко.

[info]makkawity

May 5 2007, 15:59:22 UTC 5 years ago

мое уважение еще раз!

[info]panzership

May 5 2007, 16:17:00 UTC 5 years ago

О! Пригодится... ;)

[info]dr_guillotin

May 5 2007, 16:51:16 UTC 5 years ago

написание качественного «пособия» занимает примерно столько же времени, сколько усвоение всего необходимого материала

А новейшие технологии? Копи-пастом и потом на лазерном принтере 6-м кеглем печтатать это чай не от руки писать.

[info]dargot

May 5 2007, 17:14:34 UTC 5 years ago

Оно некачественное получается.

Приветствую!

В нем ориентироваться тяжело. Букв много и все бестолку:).

С уважением, Dargot.

[info]dargot

May 5 2007, 17:13:04 UTC 5 years ago

Позволю себе дополнить.

Приветствую!

Я, конечно, принимал в своей жизни всего два экзамена, но сдал-то почти 90.

1. Знай не только то, что сдаешь, но и того, кому сдаешь.
Разные преподаватели хотят слышать разные ответы. Более того, разным преподавателям ПРИЯТНО слышать разные ответы. Хочешь получить хорошую оценку? Ответь преподавателю то, что он хочет услышать и так, как ему будет приятно услышать.

2. Все, что ты говоришь, преподаватель неоднократно слышал.
Ему смертельно скучно слышать, как n-й троечник в муках рожает прописные истины. Попробуй рассказать ему что-нибудь, чего он не знает. Разумеется, это можно сделать только в том случае, если тебе действительно есть, что сказать, но рассказав экзаменатору что-нибудь новое по одному вопросу, можно компенсировать нетвердое знание по другому.

3. При ответе смотри за реакцией преподавателя.
Если нетвердо знаешь вопрос, то, зачастую, можно понять, когда понесло не в ту степь, или, наоборот, когда попал в точку и лучше остановиться, чтобы не портить впечатление.

С уважением, Dargot.

[info]graf_moltke

May 5 2007, 17:34:32 UTC 5 years ago

Re: Позволю себе дополнить.

В целом согласен, но:
1. На многих (особенно поточных) экзаменах широко привлекаются хиви из числа аспирантов, которых студент совершенно не знает.
2. Рассказав преподавателю нечто новое, рискуешь вызвать у него фрустрацию по этому поводу со всеми вытекающими последствиями.

[info]dargot

5 years ago

[info]dargot

5 years ago

[info]nikoberg

5 years ago

[info]nikoberg

5 years ago

[info]dargot

May 5 2007, 17:17:13 UTC 5 years ago

Про шпаргалки

Приветствую!

Считаю, что их писать все же надо.
Во-первых, собственноручное написание качественной "шпоры" отлично помогает структурировать материал и вычленить из него ключевые моменты.
Во-вторых, для многих студентов, нервничающих на экзамене, само наличие шпаргалки я вляется мощным успокаивающим фактором.

С уважением, Dargot.

[info]graf_moltke

May 5 2007, 17:31:58 UTC 5 years ago

Re: Про шпаргалки

Насчет успокаивающего фактора - не согласен. У многих при надличии шпаргалок из головы вылетает все, кроме мысли о том, как бы ее незаметно вытащить. Что чаще всего не получается. Обычно видно достаточно хорошо, кто списывает. Можно сделать ему замечание, а можно потом начать гонять по всему курсу...

[info]dargot

5 years ago

[info]guzheng

May 5 2007, 18:17:03 UTC 5 years ago

Отлично написано, со всем согласен!

С уважением, студент 4 курса ИСАА

[info]sartac

May 5 2007, 18:22:19 UTC 5 years ago

Еще очень полезно примерно знать области интереса преподавателя.

Сдавая билет по вьетнамской войне без каких-либо точных знаний, и примерно представляя области интереса преподавателя и знание им иностранных языков, я сходу придумал какую-то концепцию придуманного американского исследователя про Тонкинский залив и вдохновленно рассказал преподавателю.

Получив "отлично", много раз это прием использовал. Был пойман единожды профессоршей из МГУ, которая читала нам историю средневековой Чехии. Прослушав мой рассказ про Карла IV, она сказала: "Ничего такого я не помню, но рассказываете очень увлекательно".

[info]graf_moltke

May 5 2007, 19:29:43 UTC 5 years ago

Угу, я одиножды тоже так поступил. Попался билет по русской культуре, вот и выдавал придуманные на ходу цитаты "современных литературоведов".

[info]s0tnik

May 5 2007, 20:29:33 UTC 5 years ago

Эх, экзамены-то теперь не устные (((

[info]graf_moltke

May 5 2007, 20:48:19 UTC 5 years ago

Зато зачеты устные.
Это писалось в истфаковские времена, когда был устный экзамен.

[info]s0tnik

5 years ago

[info]kv_85c

5 years ago

[info]sergei_as

May 6 2007, 05:41:01 UTC 5 years ago

Последний абзац - лучший. )

[info]kuula

May 6 2007, 06:19:18 UTC 5 years ago

Как сдававший множество экзаменов в двух ВУЗах - техническом и гуманитарном - потдверждаю истинность всего тут написанного.

От себя добавлю несколько примеров...

Сдаем экзамен по технологии металлов. Преподаватель прибегает, когда вся толпа уже кучкуется у кабинета.. "А, все собрались? Ну заходите. Все!" Мы в неоумении заходим.. на столах учебники, справочники (понятно, что половина из нас еще с собствеными шкорами). Препод высыпает на стол кучу билетов - берите, кому чего нравится! В полном ошалении от такого беспредельного либерализма, разбираем бителы.. Препод смотрит на часы: "Ну так... 40 минут вам, думаю, на подготовку хватит.. а я пока по делам сбегаю". И уходит.

Трындец! Толпа начинает лихорадочно шелестеть бумагой. Старательно переписывать целые страницы учебников... Через час приходит препод: готовы? Отвечаем!

Начинается цирк. Саша К. за этот час написал талмуд чуть тоньше учебника... Препод легким движением руки берет у него написанное, откладывает в сторону и - сразу с "дополнительного вопроса": "Ковкий чугу куется?" Саша К., опускаясь на стул: "Да.." "Свободен, пересдача". Другой подходит - та же картина: "Конверторная сталь для опоры ЛЭП годится?" "Ну, наверное..." - "Свободен, пересдача". Блеск, мне понравилось -:))) Экзамен был закончен за полчаса.

Уже другой ВУЗ, другой экзамен... Археология. Сидит Герман Иванович, перед ним - куча билетов, по одному вопросу в каждом. Захожу - "Бери билет!" Беру - "Иди готовься!" Озираюсь - ни столов, ни стульев... "В коридор!" Ага, в коридоре читаю единственный вопрос: "Сущность мезолита". Черт его знает, какая у него сущность? Пишу на два листа ответ, захожу снова: "Ну!" - "Мезолит, средний каменный век, временные рамки такие-то, культуры... " - "Короче, ЧТО такое мезолит?" - "Ну, появляются комбинированные костно-микролитические орудия.." - "Все, отлично, свободен".

...

Экзамен - это такой маленький акт творения.

...

Кстати, шпаргалки я иногда писал.

Но неизменно оставлял их дома, идя на экзамен.

[info]graf_moltke

May 6 2007, 07:59:30 UTC 5 years ago

Вот самая хорошая система, когда проверяется не механическое заучивание, а способность мыслить. Я ее потихоньку внедряю, но при этом режется слишком много народу...

[info]psergant

5 years ago

[info]nikoberg

5 years ago

[info]koshermann

5 years ago

[info]live13

May 6 2007, 09:28:58 UTC 5 years ago

В аспирантуре мне довелось проводить множество лабораторных и практических занятий со студентами. И я заметил многое из ттго что не замечал будучи студентом. А ведь здача каждой лабораторной это посути простенький экзамен.
Вопервых все списывания и подсказки видно. Во вторых если вам не 80 лет вы легко можете различить все что говорит студент. Каким бы тоном он не говорил. И потом все равно можно попросить повторить если вы что-то не расслышали. Так что не стоит считать себя героем если преподаватель во время вашего выступления отвернулся в сторону или болтает со своим приятелем, который зашел на экзамен. Или если он слишком часто отлучается из аудитории через каждые 10 минут. Просто преподаватель тоже человек и дает вам шанс. Ваше дело им воспользоваться.
А вообще экзамены в институте вещь спорная. На них не столько показываешь знания, сколько доказываешь вызубренность ограниченного перечня понятий. Главное не такое абстрактное знание, а умение. Так что задача студента не пропустить в мутном потоке охран труда, письменных экзаменов по физкультуре и прочем те дисциплины которые реально могут пригодиться в будущей профессии.

[info]mihalich84

May 6 2007, 12:09:11 UTC 5 years ago

Еще полезно понабблюдать за основной массой идущих отвечать, на гуманитарных науках особенно - и если четко видно, что большинство идет отвечать с парой-тройкой исписанных мелким почерком листов (списали. забомбили, запомнили - не известно, но 2-3 листа откуда-то берут) то идти отвечать надо внимательно 2-3 раза прочитав свои 2-3 листа с мелким текстом, выписать тезисы, и отвечать уже с одним огромным листом, на котором ннаписано 3-5 основных слов по каждому билету.

В глазах преподавателя человек с таким лысым листиком, говорящий те же слова, что и его одногруппник, но с талмудом в руках, постоянно считывающий оттуда определения, выглядит молодцом, знающим итд итп. И оценка будет в пользу того, у кого листик меньше исписан =)

[info]koshermann

May 6 2007, 12:37:53 UTC 5 years ago

меня шпоры всегда убивали, я очень редко ими пользовался - иногда что-то захватишь или в конспект захочется посмотреть (хотя, какие у меня конспекты-то...) - и сразу так неудобно становится, что просто сил нет ни о чем думать. поэтому я пробовал только пару раз и только по формализованной информации - даты, в основном. а так, я очень любил слушать (на письменном экзамене) - всегда кто-то что-то кому-то громко рассказывает, главное сесть там, где будут говорить. как ни странно, это не ботаны - они всегда сам очень парятся, хотя знают достаточно, и сидят молчком. а общаться любили хорошисты, которые вместе готовятся. входить с ними в блок заранее мне было лениво, а сесть за ними и все слушать - а иногда и самому подсказать что-нибудь умное - это отлично работало.

[info]psergant

May 6 2007, 13:02:06 UTC 5 years ago

Я считаю написание шпор - неотъемлемым правом и почетной обязанностью студента. Раньше, когда шпоры писали, это было неплохой частью подготовки. А сейчас, когда они из библиотеки целые страницы учебников на мобильники перегоняют по интернету, или блютуз под патлами - это не спасает. Правда, блютуз позволяет побеседовать с экзаменатором - это не сразу заметишь, что экзаменуемый просто повторяет слова, которые слышит в наушник.

[info]dargot

May 6 2007, 13:27:54 UTC 5 years ago

Приветствую!

>Правда, блютуз позволяет побеседовать с экзаменатором - это не сразу заметишь, что экзаменуемый
>просто повторяет слова, которые слышит в наушник.

"Профессор лопух, но аппаратура при нем, при нем."

С уважением, Dargot.

[info]psergant

5 years ago

[info]rodgar

May 7 2007, 03:14:36 UTC 5 years ago

атлас - наша надежда и опора.

[info]graf_moltke

May 7 2007, 20:29:18 UTC 5 years ago

Лучший способ посадить современного студента на мель - дать ему атлас...

[info]rodgar

5 years ago

[info]numer140466

May 7 2007, 08:20:27 UTC 5 years ago

голос с первой парты парты.

>Постарайтесь посмотреть на предстоящее Вам испытание философски. Что, в конечном счете, зависит от сдачи данного конкретного экзамена? От того, сдадите Вы его на «отлично», получите «трояк» или вовсе провалите? Ну, останетесь без копеечной стипендии. Она действительно спасает Вас от голодной смерти?

Многие сдают из принципа. 3 получат почти все в конце концов. Ну противно получать трояк, ведь ту же оценку получат и разгильдяи.

>Ну, сходите на пересдачу.

У нас не дают.

>Написание шпор и бомб – это целая наука. Сколько я их повидал на своем веку – и длинных «гармошек», и крошечных «трубочек», и банальных тетрадных листов, которые, как надежная броня, прикрывают живот под рубашкой. Лично я, будучи первокурсником, тоже баловался шпорами, но потом обнаружил удивительную вещь: написание качественного «пособия» занимает примерно столько же времени, сколько усвоение всего необходимого материала. И это при том, что про свою память я ничего особенно лестного сказать не могу.

Шпоры в первую очередь помогают как раз запоминать. К тому же многим спокойнее, если они имеются при себе. Хотя я лично их стараюсь не использовать. Это неспортивно. Только если не "палят" и выучить совсем не получилось.

>«В Германии в 1933 году к власти пришли национал-социалисты. Почти сразу же после назначения Гитлера канцлером был устроен пожар рейхстага, в котором нацисты обвинили левых. Вскоре после этого прошли выборы в парламент, на которых НСДАП набрала почти половину голосов. Гитлеру были предоставлены специальным законом чрезвычайные полномочия. Летом 1933 года были ликвидированы все политические партии, кроме НСДАП, а год спустя, после кончины президента, Гитлер взял на себя его полномочия. В середине 30-х годов были приняты антисемитские Нюрнбергские законы…»

>Отсюда еще одно золотое правило – все, что говоришь, говори уверенно. Даже если несешь несусветную чушь. Невнимательного препода это успокоит, малодушного – заставит усомниться в собственных знаниях. Чем увереннее говоришь и выглядишь, тем больше шансов сдать экзамен.

А преподов типа нашего Леликова только разозлит. От таких можно и огрести, если лишнего скажешь.

>Многие процессы в истории глубоко логичны. Это полезно помнить и во время экзамена. Логика поможет Вам найти ответ на самые коварные вопросы злобного преподавателя, стремящегося лишить Вас законной крошки хлеба. Например, одна студентка, рассказывая о боевых действиях в Северной Африке, охарактеризовала местные условия так: «Там была пустыня и пожары»… Интересно, как она представляла себе пожар в пустыне?

Ирак 1991. Не знаю, как в С.Африке, но эти два слова, ПМСМ, лучше всего характеризуют "классическую" телекартинку к "Буре в пустыне". Хотя насколько помню, там не совсем пустяня. А вообще в гуманитарных науках чуть ли не всё здравым смыслом выводится. Я так в школе по геогрфии отвечал, совершенно не готовясь к уроку.

[info]rodgar

May 7 2007, 21:02:00 UTC 5 years ago

Re: голос с первой парты парты.

там пожары от нефтяных колодцев. нефтяных колодцев в С. Африке вроде как не было тогда еще.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…